Марк Аврелий Антонин
лат. Marcus Aurelius Antoninus
Марк Аврелий Антонин

«Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло.»

«Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет ли же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?»

Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу.

Вольную волю не приневолит никто.

Время человеческой жизни — миг; ее сущность — вечное течение; ощущение смутно; строение всего тела бренно; душа неустойчива; судьба загадочна; слава недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе — сновидению и дыму. Жизнь — борьба и странствие по чужбине; посмертная слава — забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии.

Все на день: и кто помнит, и кого.

Все настоящее — мгновение вечности.

Говорить правду — это не столько дело воли, сколько привычки.

Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей.

Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.

Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.

Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок.

Изгнанник, кто бежит гражданского разумения.

Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.

Или тебя увлекает жалкая слава? Посмотри, с какой быстротой все погружается в забвение, как зияет вечность, беспредельная в обе стороны, как пуст всякий отзвук, какая переменчивость и неразборчивость у тех, кто как будто хвалит тебя, и какое узкое очерчено для тебя пространство. Да и вся-то земля точка. Какой же уголок в ней занимает твое местопребывание? И много ли здесь таких, что станут хвалить тебя и каковы они сами?

Испробуй, не подойдет ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада.

Ищи радости и покоя единственного в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию.

Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.

Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.

Как ты сам — один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое твое деяние пусть входит в состав гражданской жизни. А если какое-нибудь твое деяние не соотнесено, непосредственно или отдаленно, с общественным назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не дает ей быть единой.

Когда ты сделал кому-нибудь добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, еще и похвалы за свое доброе дело?

Кто не знает, что такое мир, не знает, где он сам.

Лучший способ защититься — не уподобляться.

Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.

Люди рождены друг для друга.

Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней.

Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него.

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.

Не спеши соглашаться с болтунами!

Не стыдись, когда помогают; тебе предстоит задание, как бойцу на крепостной стене. Ну что же делать, если ты, прихрамывая, не в силах один подняться на башню, а с другими вместе это возможно?

Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии.

Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести.

Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть другого.

Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.

Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью.

Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспоминать на склоне жизни.

Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе.

Смерть, так же как и рождение, — тайна природы. Это одни и те же элементы, с одной стороны соединяющиеся, с другой разлагающиеся в одни и те же начала. В смерти нет ничего отталкивающего для разумного существа или для плана нашего строения.

Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а чужую избегать, что никак невозможно.

Смотри внутрь себя.

Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства.

Совершенство характера — это то, чтобы всякий день проводить как последний, не возбуждаться, не коснеть, не притворяться.

Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых.

Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве.

Часто несправедлив тот, кто не делает чего-либо, а не только тот, кто что-либо делает.

Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам.

Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят.